Новости

17.10.2013
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ»

I. Цели и правовая основа Концепции

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка. В этих целях они вправе создавать муниципальные органы охраны общественного порядка, которые представляют собой не входящие в систему МВД России правоохранительные формирования, финансируемые, подчиненные и подконтрольные органам местного самоуправления.

В то же время, отсутствие должной законодательной базы, неразвитость муниципальной деятельности, отсутствие механизма перехода от действующей в городах и районах государственной системы охраны общественного порядка к охране общественного порядка силами муниципальных правоохранительных органов вызвали необходимость проведения образования в муниципальных образованиях учреждений по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления.

Проект федерального закона разработан в целях:

 - создания правовых, организационных и материальных условий для реализации органами местного самоуправления конституционного права на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка;

 - определения оптимальных путей формирования муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации, их организационно-правовых и структурных форм, объема служебных задач, разграничения полномочий в вопросах обеспечения и охраны общественного порядка, направлений взаимодействия с органами внутренних дел;

 - определения системы контроля со стороны МВД России и других органов государственного управления, форм взаимодействия с органами местного самоуправления в сфере деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка;

 - выработки мер по реорганизации системы органов внутренних дел с учетом выхода из неё части подразделений полиции и передачи функций по организации охраны общественного порядка органам местного самоуправления.

  •  

Правовую основу проекта закона составляют:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- Федеральный закон "О полиции".

II. Общие положения

Основополагающими идеями проекта закона являются: последовательная передача функций охраны общественного порядка органам местного самоуправления, включая функции оперативного управления частью подразделений полиции, и организационное обособление данных подразделений с последующим созданием на их основе муниципальных органов охраны общественного порядка (муниципальной милиции).

Проектом закона должны быть предусмотрены:

- гарантированность соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц;

- преемственность в организации охраны общественного порядка на территории муниципальных образований;

- обеспечение установленных законом правовых, материальных и социальных гарантий сотрудников муниципальной милиции;

- подконтрольность хода проведения создания муниципальной милиции органам внутренних дел, другим органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Проектом закона предполагается осуществить согласованную с органами государственной власти субъектов Российской Федерации реорганизацию части подразделений полиции, выполняющих функции охраны общественного порядка, предусматривающую их организационное обособление и финансирование за счет местных бюджетов. Эти подразделения переходят в подчинение городских, районных органов внутренних дел, МВД, УВД субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, органы местного самоуправления получают возможность определять задачи и планы охраны общественного порядка, организации деятельности подразделений, принимающих участие в решении их организационно-штатных, материально-финансовых и кадровых вопросов, контроля за состоянием охраны общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования.

Ответственность за состояние общественного порядка на территориях муниципальных образований возлагается на органы местного самоуправления.

Порядок передачи органам местного самоуправления функций по охране общественного порядка и формы их взаимодействия с органами внутренних дел предлагается определить проектом закона.

Передаче подлежат только подразделения полиции, являющиеся субъектами обеспечения общественного порядка на территории муниципального образования.

Не подлежат передаче подразделения полиции, обеспечивающие функции охраны общественного порядка, отнесенные к ведению органов государственной власти, и расположенные за пределами юрисдикции органов местного самоуправления, а также подразделения, обеспечивающие функции, не относящиеся к охране общественного порядка.

За обособленными подразделениями полиции закрепляется название «муниципальная милиция». Сотрудники муниципальной милиции, служебный автотранспорт будут иметь единую для всех муниципальных образований символику и обозначение, устанавливаемые Правительством Российской Федерации совместно с органами внутренних дел МВД Российской Федерации.

Подразделения муниципальной милиции могут размещаться как совместно, так и раздельно с территориальным отделом органа внутренних дел. Организационно-правовая форма муниципальной милиции – муниципальное бюджетное учреждение.

Финансирование муниципальной милиции предполагается осуществлять из средств местного бюджета в размерах не ниже нормативов Министерства внутренних дел Российской Федерации, для чего органами государственной власти субъекта Российской Федерации будут закрепляться за муниципальными образованиями необходимые доходные источники, а также осуществляться иные меры по их финансовой поддержке.

Материально-техническое обеспечение муниципальной милиции будут осуществлять МВД, УВД субъектов Российской Федерации на возмездной основе.

III. Меры МВД России по нормативно-правовому и организационному обеспечению проекта закона

МВД России в пределах своей компетенции осуществляет нормативное и организационное обеспечение проекта закона, которое предполагает разработку и реализацию комплекса управленческих мер, включая издание нормативно-правовых актов, осуществление контроля и анализ результатов.

Нормативно-правовые акты МВД России определяют:

- функции по осуществлению охраны общественного порядка, передаваемые органам местного самоуправления;

 - механизм передачи этих функций; механизм реорганизации части подразделений полиции в подразделения муниципальной милиции;

 - организационно-штатное построение муниципальной милиции;

 - порядок финансирования и материально-технического обеспечения подразделений муниципальной милиции;

 - систему контроля за организацией и ходом создания муниципальной милиции, а также выполнением подразделениями муниципальной милиции нормативных правовых актов в сфере общественного порядка;

 - формы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов местного самоуправления;

 - систему оценок результатов деятельности муниципальной милиции.

На МВД России возлагается контроль за:

- правоприменительной деятельностью, соблюдением подразделениями муниципальной милиции действующего законодательства и нормативных актов МВД России;

 - финансовым и материально-техническим обеспечением;

 - организацией и проведением служебных проверок по вопросам оперативно-служебной деятельности, дисциплины и законности в муниципальной милиции.

На территории муниципальных образований МВД России организует и проводит общегосударственные и межрегиональные оперативно-профилактические мероприятия, в том числе, по паспортному контролю, предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и в сфере потребительского рынка и оборота алкогольной продукции, раскрытию и расследованию преступлений, а также организует осуществление охраны общественного порядка и режимных мероприятий при проведении крупных массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайном положении, привлекает муниципальную милицию к участию в раскрытии преступлений и розыскной работе.

IV. Меры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации проекта закона

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

 - разрабатывают и осуществляют комплекс организационных мер по вопросам реализации органами местного самоуправления права на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка, а также назначают ответственных должностных лиц за данный участок работы;

 - определяют по согласованию с МВД России объем задач по охране общественного порядка и профилактике правонарушений применительно к региональным условиям и особенностям территории;

 - гарантируют муниципальным образованиям предоставление финансовых средств в размерах, необходимых для содержания подразделений муниципальной милиции (не ниже нормативов Министерства внутренних дел Российской Федерации) путем закрепления доходных источников местных бюджетов, а также путем передачи иных доходных источников бюджета субъекта Российской Федерации.

Совместно с МВД России, МВД, УВД субъектов Российской Федерации:

 - контролируют порядок, условия и результаты передачи функций муниципальной милиции;

- рассматривают в установленном порядке предложения МВД, УВД соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по проекту закона.

V. Меры МВД, УВД субъектов Российской Федерации по нормативному и организационному обеспечению проекта закона

МВД, УВД субъектов Российской Федерации обеспечивают совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разработку проекта закона.

В этих целях МВД, УВД субъектов Российской Федерации:

- разрабатывают проект закона с учетом оперативной обстановки и территориальных особенностей муниципальных образований;

- входят с предложениями в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления об издании нормативных правовых актов по вопросам организации и разработки проекта закона, финансового и материально-технического обеспечения подразделений муниципальной милиции;

- совместно с территориальными отделами органов внутренних дел и органами местного самоуправления организуют работу подразделений муниципальной милиции;

- решают организационно-штатные и кадровые вопросы муниципальной милиции (по представлениям начальников подразделений полиции, подлежащих обособлению, и предложениям органов местного самоуправления);

- организуют контроль за правоприменительной деятельностью, соблюдением подразделениями муниципальной милиции действующего законодательства и нормативных актов МВД России;

- осуществляют инспектирование подразделений муниципальной милиции, контролируют порядок хранения и использования вооружения, специальных средств, автотранспорта, средств связи и иной имеющейся в их распоряжении техники;

- осуществляют информационное обслуживание и организуют взаимодействие муниципальной милиции с подразделениями полиции, а также с иными подразделениями и службами органов внутренних дел Российской Федерации;

- осуществляют на возмездной основе материально-техническое обеспечение подразделений муниципальной милиции;

 - привлекают муниципальную полицию к проведению региональных оперативно-профилактических мероприятий и обеспечению общественного порядка при проведении крупных массовых мероприятий.

VI. Деятельность территориальных отделов органов внутренних дел

Территориальные отделы органов внутренних дел в муниципальных образованиях выполняют возложенные на них функции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и несут ответственность за состояние правопорядка на обслуживаемой территории в полном объеме.

В отношении муниципальной милиции территориальные отделы органов внутренних дел осуществляют:

- организацию службы подразделений муниципальной милиции по охране общественного порядка и профилактике правонарушений (совместно с органами местного самоуправления);

- принятие согласованных с органами местного самоуправления решений, направленных на охрану общественного порядка в системе единой дислокации постов и маршрутов, в том числе с использованием патрульных участков;

- оперативное руководство сотрудниками муниципальной милиции при совместном решении оперативно-служебных задач;

- передачу на ответственное хранение и использование подразделениями муниципальной милиции вооружения, специальных средств, служебного транспорта, средств связи и другого имущества в соответствии с нормативами;

- контроль за соблюдением установленных правил обращения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств, использования переданного имущества;

- контроль за правоприменительной деятельностью, соблюдением подразделениями муниципальной милиции действующего законодательства и нормативных актов МВД России, МВД, УВД субъектов Российской Федерации;

- контроль за соблюдением в подразделениях муниципальной милиции учетно-регистрационной дисциплины, установленных правил работы с жалобами и заявлениями граждан;

- информационное обеспечение подразделений муниципальной милиции в объеме оперативно-поисковых и криминологических учетных массивов;

- статистический учет результатов служебной деятельности подразделений муниципальной милиции; организацию взаимодействия с подразделениями и службами муниципальной милиции и координацию их деятельности;

- помощь в организации служебной подготовки и обучения личного состава муниципальной милиции.

Территориальные отделы органов внутренних дел привлекают сотрудников муниципальной милиции к участию к раскрытию преступлений, розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда, безвести пропавших, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.

VII. Полномочия органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления:

- создают во взаимодействии и по согласованию с МВД, УВД субъектов Российской Федерации, территориальными отделами органов внутренних дел необходимые условия для создания муниципальной милиции, по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления при организационном, материально-техническом и финансовом обособлении от органов внутренних дел подразделений муниципальной милиции;

- выделяют средства на материальное стимулирование и оплату труда сотрудников муниципальной милиции; обеспечивают развитие технических средств охраны общественного порядка;

- при наличии возможностей по согласованию с органом внутренних дел принимают меры по размещению подразделений муниципальной милиции в помещениях, обособленных от территориальных отделов органов внутренних дел;

- принимают в пределах своей компетенции постановления (решения) в сфере охраны общественного порядка и профилактики правонарушений на территории соответствующего муниципального образования, не противоречащие федеральному и региональному законодательству;

- совместно с территориальными отделами органов внутренних дел определяют задачи по охране общественного порядка и профилактике правонарушений подразделениям муниципальной милиции с учетом особенностей и обстановки на территории соответствующего муниципального образования;

 - организуют участие в этой работе других муниципальных служб, общественных организаций и объединений правоохранительной направленности;

 - контролируют состояние общественного порядка на территории муниципального образования, оценивают эффективность деятельности муниципальной милиции по его поддержанию;

 - согласовывают планы охраны общественного порядка и профилактики правонарушений на территории муниципального образования;

- принимают участие в организации проведения профилактических мероприятий, в том числе по паспортному контролю, в сфере потребительского рынка и обеспечения государственной монополии на оборот спиртосодержащей продукции, предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждению возникновения межнациональных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и др.;

- комплексно обеспечивают организацию охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий с привлечением к этой работе руководителей спортивных и культурно-зрелищных учреждений и лидеров общественно-политических движений;

- организуют отчет муниципальной милиции о результатах работы по охране общественного порядка и профилактике правонарушений перед населением (представительным органом муниципального образования);

- вносят предложения в МВД, УВД субъектов Российской Федерации о назначении и отстранении от должности начальника муниципальной милиции и его заместителей, а также о поощрении и привлечении их к дисциплинарной ответственности;

- поощряет сотрудников муниципальной милиции.

VIII. Функции муниципальной милиции

Проектом закона предлагается установить следующие функции муниципальной милиции. Муниципальная милиция осуществляет оперативно-служебную деятельность организационно обособленно от территориальных отделов органов внутренних дел в пределах компетенции части подразделений полиции, вошедших в ее состав. Она несет полную ответственность за состояние общественного порядка и профилактику правонарушений на территории соответствующего муниципального образования.

Муниципальная милиция:

 - участвует в обеспечении на подведомственной территории исполнения федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, а также других актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, касающихся охраны общественного порядка;

- исполняет в установленном порядке приказы и распоряжения МВД России, МВД, УВД субъектов Российской Федерации и территориальных отделов органов внутренних дел, а также постановления (решения) органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка, не противоречащие федеральному и региональному законодательству;

- осуществляет в полном объеме во взаимодействии с органами внутренних дел охрану общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования в системе единой дислокации постов и маршрутов, в том числе в составе патрульных участков;

- реализует меры по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений на обслуживаемой территории, в районе поста, маршрута и административного участка;

- участвует в раскрытии преступлений, совершенных на территории соответствующего муниципального образования, в том числе с включением сотрудников муниципальной милиции в состав следственно-оперативных групп органов внутренних дел, раскрытии преступлений, совершенных на территории обслуживания, по делам о которых предварительное следствие не обязательно;

-участвует в розыске лиц, скрывающихся от следствия и суда и безвести пропавших;

- ведет в установленном порядке прием и регистрацию заявлений и сообщений о преступлениях по делам, о которых предварительное следствие не обязательно, принимает решения по ним в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

- осуществляет силами участковых инспекторов во взаимодействии с органами местного самоуправления профилактическую работу на территории муниципального образования по предупреждению преступлений и административных правонарушений, в том числе со стороны ранее судимых граждан, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и допускающих немедицинское употребление наркотиков, совершающих правонарушения на бытовой почве;

- контролирует соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы;

- осуществляет совместно с органами местного самоуправления меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, вовлечения подростков в пьянство, наркоманию и преступную деятельность;

- принимает участие в пределах своей компетенции в борьбе с детской безнадзорностью; исполняет определения (постановления) суда об административном аресте граждан;

- участвует в охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайном положении, в том числе вне территории соответствующего муниципального образования, по решению начальника органа внутренних дел, согласованному с органом местного самоуправления;

- участвует в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивных массовых мероприятий, в том числе вне территории муниципального образования, по решению начальника органа внутренних дел, согласованному с органом местного самоуправления;

- осуществляет работу с жалобами и заявлениями граждан, принимает необходимые решения по ним;

- совместно с органом местного самоуправления предоставляет отчеты о своей работе перед населением (представительным органом муниципального образования);

- исполняет в пределах своей компетенции определения (постановления) судов, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий на территории обслуживания, совместно с органом внутренних дел;

- осуществляет служебно-боевую подготовку и обучение личного состава; принимает меры через органы местного самоуправления по своевременному и полному финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности личного состава, улучшению технической оснащенности подразделения;

- обеспечивает неукоснительное и полное выполнение в служебной деятельности требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов МВД России, МВД, УВД субъектов Российской Федерации, постановлений (решений) органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка и профилактики правонарушений, не противоречащих федеральному законодательству;

- проводит служебные проверки по вопросам служебной деятельности личного состава, дисциплины и законности.