Новости
Исполнительный директор Совета О.Б. Иванов принял участие в работе «круглого стола» на тему «Проблемы обеспечения расходных обязательств и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований». Он прошел 20 марта под эгидой Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию.
В мероприятии приняли участие представители Минфина России, Минрегиона России, Минэкономразвития России, Федеральной налоговой службы РФ, Федерального казначейства РФ, Счетной палаты РФ, исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов РФ, органов власти муниципальных образований.
Проблема сбалансированности бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований относится к числу приоритетных направлений региональной политики. По данным Министерства финансов РФ, в области бюджетной обеспеченности регионов существуют значительные диспропорции. Только 13 субъектов Федерации являются донорами, 60 регионов получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В социально-экономическом отношении между развитыми и отстающими регионами сохраняется гигантская пропасть: среднедушевые доходы их населения различаются более чем в семь раз.
Различия в бюджетной обеспеченности как регионов, так и муниципальных образований обусловлены рядом причин. Основной является несовершенство системы разграничения полномочий. В этой сфере до сих пор отсутствуют научно обоснованные подходы. Процедуру распределения полномочий в некоторых случаях трудно назвать прозрачной. Между региональными органами власти и муниципалитетами происходит непрекращающийся процесс перераспределения полномочий, вызванный их финансовой необеспеченностью.
Действующий порядок распределения налоговых поступлений не обеспечивает ни регионам, ни муниципальным образованиям достаточного объема собственных финансовых ресурсов для решения их социально-экономических задач. Чтобы понять степень зависимости муниципальных образований от федерального центра, достаточно привести одну цифру. В 2011 году межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, направленные на решение вопросов местного значения, были равны почти половине собственных доходов муниципальных образований.
Обсудив существующие проблемы, участники «круглого стола» приняли ряд рекомендаций Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти. Данные рекомендации направлены на значительное расширение источников доходов региональных и местных бюджетов (главным образом, за счет расширения налогооблагаемой базы и увеличения программ софинансирования), на предоставление региональным и местным властям существенно более широких прав по распоряжению бюджетными ресурсами, поступающими с федерального уровня, а также на стимулирование расширения базы собственных доходов местных и региональных бюджетов.
– С момента своего создания в 2006 году Совет муниципальных образований неоднократно выступал с обращениями в федеральные органы власти о необходимости увеличения доходной части местных бюджетов, – отметил О.Б. Иванов. – Сейчас об этом заговорили на самом высоком уровне. Действующий Президент России Д.М. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию и избранный Президент В.В. Путин в своей предвыборной программе поставили задачи децентрализации властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Предлагаемые изменения в бюджетное и налоговое законодательство могут стать основой для качественного рывка в развитии муниципальных образований. У муниципалитетов появится не только финансовая база для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, но и мощный стимул развивать территории, создавать новые рабочие места, привлекать инвесторов, поощрять частное предпринимательство.





