Новости
10 декабря 2009 года состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы, на котором обсуждались вопросы межмуниципального хозяйственного сотрудничества.
В указанном заседании приняли участие: заместитель Председателя Государственной Думы Журова С.С., председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам местного самоуправления Тимченко В.С., статс-секретарь-заместитель Министра регионального развития Российской Федерации Осинцев Ю.В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Минх Г.В., заместитель министра по делам территориальных образований Московской области Соловьева О.В., руководитель Исполнительного комитета Совета муниципальных образований Московской области Иванов О.Б., председатель комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы Мурашов А.Е., а также представители других регионов, муниципальных образований и общественности.
По результатам заседания Совета по местному самоуправлению были приняты рекомендации, в которых обращено внимание на следующее.
При условии, когда в каждом субъекте Российской Федерации законодательством предусматривается обязательное образование советов муниципальных образований, их потенциал реализован не полностью. Наряду с осуществляемой советами муниципальных образований основной представительской функцией, действующее законодательство дает возможность создавать на их базе различные формы хозяйственной кооперации в целях предоставления услуг муниципалитетам в решении вопросов местного значения, обучения муниципальных служащих и т.п. Данная деятельность могла бы осуществляться как самими советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации, действующими в организационно-правовой форме ассоциации, так и некоммерческими организациями, учредителями которых, в свою очередь, могут выступить указанные ассоциации.
В рамках договорного межмуниципального сотрудничества следует обратить внимание на потенциальную возможность объединения ресурсов для решения вопросов местного значения через обычные хозяйственные договоры. Причины слабого применения межмуниципального сотрудничества в договорной форме лежат в различных плоскостях. Среди этих причин могут быть нехватка квалифицированных кадров, недостаточность финансовых ресурсов участников, а также необязательный характер заключаемых соглашений.
Наряду с ассоциативной и договорной формами межмуниципального сотрудничества законодательство предусматривает межмуниципальное хозяйственное сотрудничество, реализуемое путем создания юридических лиц совместно несколькими муниципальными образованиями. Однако развитию межмуниципального хозяйственного сотрудничества в форме хозяйственных обществ в России препятствует определенная несогласованность положений законодательства, а также недостаток специальной правовой регламентации форм межмуниципального хозяйственного сотрудничества, что подтверждается практикой.
На основании изложенных проблем Совет по местному самоуправлению рекомендовал Госдуме:
- изучить вопрос о введении в законодательство и последующую практику таких организационно-правовых форм межмуниципального сотрудничества как межмуниципальное предприятие и межмуниципальное учреждение, для чего провести адаптацию существующих юридических конструкций муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий для указанных целей;
- провести мониторинг с целью изучения возможностей межмуниципального хозяйственного сотрудничества в организации решения вопросов местного значения сельскими и городскими поселениями, другими муниципальными образованиями, в т.ч. являющихся моногородами;
- устранить несогласованность в действующем законодательстве;
- уточнить статус межмуниципальных хозяйственных обществ и расширить полномочия органов местного самоуправления в части формирования их уставного капитала.
Советам муниципальных образований субъектов Российской Федерации рекомендовано:
- развивать, в том числе через самостоятельное создание хозяйствующих субъектов, и организовывать межмуниципальное сотрудничество в субъектах Российской Федерации в тех случаях, когда это востребуется для решения вопросов местного значения и комплексного, устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;
- содействовать развитию межмуниципального хозяйственного сотрудничества в субъектах Российской Федерации;
- проводить работу по выявлению, обобщению и распространению лучших практик организации межмуниципального сотрудничества.




