Новости

30.06.2009
Делегация от Московской области посетила Ленинградскую область в рамках обмена опытом в сфере местного самоуправления

18-19 июня состоялся рабочий визит делегации от Московской области в Ленинградскую область по обмену опытом по реформе местного самоуправления. Визит был организован Советом муниципальных образований Московской области в целях расширения межмуниципального сотрудничества и укрепления межрегиональных связей с субъектами Российской Федерации. Практика посещения российских регионов осуществляется Советом с 2008 года, когда состоялся визит делегатов от Московской области в Ставропольский край.

В состав делегации вошли: Исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области О.Б. Иванов, заместитель министра по делам территориальных образований Московской области О.В. Соловьева, первый заместитель начальника Управления государственной и муниципальной службы Московской области Г.В. Чечкина, депутат Московской областной Думы, заместитель председателя Комитета по местному самоуправлению А.А. Наумов, глава городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района В.С. Тимофеев, глава городского поселения Фряново Н.А. Тарычев, заместитель главы Ленинского муниципального района А.П. Селезнев, заместитель Исполнительного директора Общероссийского Конгресса муниципальных образований по правовым и экспертно-аналитическим вопросам Р.В. Петухов.

Программа посещения Ленинградской области, предложенная принимающей стороной, была очень насыщенной и разноплановой.

В первый день визита подмосковных гостей состоялось ознакомление с деятельностью органов государственной власти Ленинградской области по организации взаимодействия с органами местного самоуправления. Рабочую встречу, посвященную этим вопросам, открыл председатель Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области В.А. Скоробогатов.

С приветственным словом к участникам встречи со стороны Московской области обратились руководитель делегации, Исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области О.Б. Иванов и заместитель министра по делам территориальных образований Московской области Правительства Московской области О.В. Соловьева.

Выступивший с сообщением В.А. Скоробогатов отметил, что на территории Ленинградской области с 1 января 2006 года 131-й Федеральный закон реализуется в полном объеме. Сформирована двухуровневая система местного самоуправления, включающая в себя 222 муниципальных образования, в том числе 17 муниципальных районов, 1 городской округ, 62 городских и 142 сельских поселения.

Местное самоуправление на территории Ленинградской области имеет свои особенности. Советы депутатов муниципальных районов здесь формируются преимущественно из глав поселений, входящих в состав района, и депутатов поселений, избранных из своего состава в соответствии с равной нормой представительства. В свою очередь, глава муниципального образования избирается из состава депутатов муниципального образования и исполняет полномочия председателя представительного органа. Главы же администраций назначаются представительными органами соответствующих муниципальных образований по контракту.

В ходе обсуждения вопросов подготовки и переподготовки кадров для государственной гражданской и муниципальной службы В.А. Скоробогатов отметил, что система обучения государственных гражданских и муниципальных служащих Ленинградской области развита не так, как в Московской области. Свою квалификацию государственные и муниципальные служащие повышают в основном в рамках краткосрочных семинаров, проводимых 4 раза в год.

Подробную информацию об исторических и современных особенностях развития местного самоуправления на территории Подмосковья в своем выступлении сообщила заместитель министра по делам территориальных образований Московской области Правительства Московской области О.В. Соловьева. Одним из насущных вопросов, которым на данный момент вплотную занимается Правительство Московской области, отметила О.В. Соловьева, является приведение границ муниципальных образований Московской области в соответствие с земельным и градостроительным законодательством. Свое выступление О.В. Соловьева подкрепила конкретными примерами из практики реализации областным Правительством положений 131-го Федерального закона.

Вторая часть встречи была посвящена вопросам взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных районов с органами местного самоуправления поселений, входящих в их состав. На примере Гатчинского муниципального района этот вопрос подробно осветил его глава, являющийся также Председателем Президиума Совета муниципальных образований Ленинградской области, А.П. Худилайнен. Общим для Ленинградской и Московской областей, по словам А.П. Худилайнена, является близость к мегаполисам – Москве и Санкт-Петербургу, а также возникающие в связи с этим территориальные споры, что обуславливает и особенности развития местного самоуправления. Однако два региона существенно отличаются по численности населения, что определяет разную структуру распределения муниципальных образований по типам.

Внимание гостей из Московской области привлекли приведенные А.П. Худилайненом примеры деятельности сельских старост, а также административных комиссий, созданных в муниципальных образованиях. Благодаря работе этих институтов Правительству Ленинградской области во многом удается поддерживать стабильную общественно-политическую ситуацию в регионе.

Кроме того, глава Гатчинского муниципального района рассказал о формах общения главы района с населением. С аналогичными примерами из опыта деятельности органов местного самоуправления Ленинского муниципального района, выступил член делегации от Московской области, заместитель главы Ленинского муниципального района А.П. Селезнев.

Также при обсуждении хода реформы местного самоуправления в двух регионах состоялся обмен опытом по вопросам организации ведения регистра муниципальных правовых актов. В Ленинградской области организация этой работы находится на начальном этапе, тогда как в Московской области в рамках областного Министерства по делам территориальных образований Московской области уже создано структурное подразделение, отвечающее за ведение регистра. Мнениями о перспективах и эффективных формах контроля за ведением регистра обменялись заместитель министра по делам территориальных образований Московской области Правительства Московской области О.В. Соловьева и начальник отдела по ведению регистра нормативных муниципальных правовых актов комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области М.Н. Лемехова.

В заключительной части встречи представители Московской и Ленинградской областей поделились опытом взаимодействия профильных подразделений органов государственной власти своих регионов с органами местного самоуправления, а также с региональными советами муниципальных образований.

Первый заместитель председателя Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области О.А. Пикулева отметила новые формы работы с населением, которые практикует Правительство Ленинградской области. Это и упоминаемые ранее сельские старосты, и работники социальной сферы, напрямую контактирующие с населением. Кроме того, защите интересов населения через взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти способствует деятельность Совета глав муниципальных образований и глав администраций муниципальных образований при Губернаторе Ленинградской области, созданного в 2006 году.

О специфике деятельности Совета муниципальных образований Ленинградской области, также созданного в 2006 году, рассказала Исполнительный директор Совета А.А. Бондарь. Как и в Московской области, Совет создавался при поддержке областных органов государственной власти. На данный момент Совет и его основной орган управления – Президиум - уделяет пристальное внимание вопросам территориального планирования в муниципальных образованиях, формированию и реализации региональных и межмуниципальных программ социально-экономического развития муниципалитетов, научно-методической работы по изучению отраслей муниципального хозяйства.

В свою очередь, Исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области О.Б. Иванов сообщил о приоритетах деятельности подмосковного объединения муниципальных образований, сделав особый акцент на реализацию права законодательной инициативы Совета в Московской областной Думе, участие в мероприятиях, проводимых Правительством Московской области.

Во второй день визита состоялась выездная встреча делегации Московской области с руководителями Кировского и Волховского муниципальных районов. С подмосковными коллегами встретились глава Кировского муниципального района Г.Р. Шерстнев, заместитель главы администрации Кировского муниципального района В.П. Блохин, глава администрации Волховского муниципального района С.А. Акулишнин, а также главы поселений, входящих в состав этих районов. В ходе дискуссии был обсужден широкий спектр вопросов в сфере местного самоуправления. В частности, было отмечено, что оба региона являются лидерами по разработке и внесению поправок в 131-й Федеральный закон. Многие законодательные инициативы разрабатываются региональными законодательными органами параллельно. Так, в стадии разработки находится законопроект, предполагающий возможность установления подоходного налога по месту жительства налогоплательщиков, а не по месту работы, как это установлено на данный момент.

При проведении встреч также обсуждались практические задачи местного самоуправления в области повышения эффективности сбора земельного налога, градостроительного регулирования, оказания медицинских услуг, дополнительного стимулирования инвестиционной деятельности в кризисный период, формирования социальной политики на местном уровне, развития территориального общественного самоуправления.

Помимо официальной части, гости из Подмосковья получили возможность осмотреть уникальный мемориальный комплекс «Прорыв блокады Ленинграда», расположенный в Кировском муниципальном районе, а также посетить достопримечательности Старой Ладоги – Никольский мужской монастырь и древнюю Староладожскую крепость.

Ольга Бирюкова