Новости

08.02.2010
Наиболее важные изменения в 131-м Федеральном законе обсудили на Комиссии по содействию развития местного самоуправления в Московской области

29 января в Доме Правительства Московской области состоялось очередное заседание Комиссии по содействию развития местного самоуправления в Московской области, в котором принял участие Исполнительный директор Совета О.Б. Иванов.

Первым докладчиком на заседании стал глава городского округа Реутов А.Н. Ходырев, который сообщил об опыте внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий в организацию деятельности органов местного самоуправления городского округа Реутов. Решением Коллегии было рекомендовать главам муниципальных образований Московской области изучить этот опыт.

По второму вопросу выступил Исполнительный директор Совета О.Б. Иванов, представивший членам Комиссии информацию о принятых изменениях в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. О.Б. Иванов в своем выступлении сделал акцент на следующих, особенно важных изменениях.

1) Уточнено понятие члена выборного органа местного самоуправления. В соответствии с принятыми изменениями член выборного органа местного самоуправления – лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).Ранее такое исключение не устанавливалось, в связи с чемчасто возникал вопрос о том, является ли депутат представительного органа членом выборного органа местного самоуправления или нет. Теперь законодатель четко указал – нет, не является.

2) Установлено, что объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Ранее согласие населения выражалось посредством проведения голосования по вопросам преобразования муниципального образования.

3) Дополнены вопросы местного значения поселений и городских округов. Установлено, что к ним относится также присвоение наименования улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.

4) Из перечня прав органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, исключено право на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (это право было включено в Федеральный закон в декабре 2006 года).

При этом внесено дополнение о наделении органов местного самоуправления поселений и городских округов правом на создание муниципальной пожарной охраны.

5) В связи с участившимися случаями перехода муниципальных районов на порядок формирования представительных органов местного самоуправления из числа глав и депутатов представительных органов поселений, входящих в муниципальный район, в новой редакции закона подробнее прописана процедура выдвижения инициативы о порядке формирования представительного органа муниципального района. Установлены требования к содержанию решений представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о выдвижении такой инициативы.

Также уточнена процедура рассмотрения такой инициативы, в том числе, обязательства по направлению решения о результатах рассмотрения данной инициативы в представительные органы поселений, а также его опубликованию.

Кроме того, установлено, что в случае принятия в установленном порядке решения о формировании представительного органа муниципального района из числа глав и депутатов представительных органов входящих в его состав поселений, выборы в представительный орган муниципального района не назначаются. При этом полномочия действующего главы муниципального района прекращаются досрочно.

6) Установлен 10-дневный срок для направления нормативного правового акта, принятого представительным органом местного самоуправления, главе муниципального образования для подписания и обнародования. Ранее такой срок установлен не был.

7) Кроме того, уточнен ряд формулировок. В частности, если ранее было установлено, что полномочия представительного органа «могут быть прекращены» досрочно по ряду оснований, то теперь четко указано, что в случае возникновения таких оснований (например, при самороспуске, вступлении в силу решения суда о неправомочности состава представительного органа, преобразовании муниципального образования и т.д.) эти полномочия «прекращаются». Тем самым, исключена возможность двоякого толкования правовой нормы и применения диспозитивного подхода в случае возникновения основания для досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования.

8) Установлено также новое основание для прекращения полномочий представительного органа, а именно – нарушение срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан (при наличии такой нормы в уставе муниципального образования).

9) В целях единообразия, а также недопущения злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления установлены общие требования к сроку, на который заключается контракт с главой местной администрации. Этот срок совпадает со сроком полномочий соответствующего представительного органа муниципального образования, но не может составлять меньше двух лет.

10) Важным изменением является также установление дополнительного основания для расторжения контракта с главой местной администрации – в связи с нарушением запрета заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также в связи с нарушением запрета входить в состав органов управления или иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

11) Уточнено, что председатель представительного органа муниципального образования не только издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, но и подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера.

12) Установлено, что изменения, вносимые в устав муниципального образования и изменяющие полномочия, сроки полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после их обнародования. Ранее поправки, изменяющие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления вступали в силу только после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего эти изменения.

13) Кроме того, в декабре 2009 года были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установившие, что органы местного самоуправления могут наделяться законами субъектов Российской Федерации государственными полномочиями по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Ранее протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных региональными законами, могли составлять исключительно должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

14) Также 27 декабря прошлого года внесены изменения в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В соответствии с градостроительном законодательством не допускается осуществлять разработку документации по планировке территории и выдавать разрешения на строительство в случае отсутствия документов территориального планирования муниципальных образований (генеральный план, правила землепользования и застройки). Изначально было установлено, что эта норма вступит в силу с 1 января 2010 года, теперь этот срок продлен на 2 года. Совет муниципальных образований Московской области был одним из инициаторов принятых изменений.

Повестку дня заседания Комиссии завершило выступление заведующего отделом сбора и анализа муниципальных правовых актов управления по вопросам организации местного самоуправления Министерства по делам территориальных образований Московской области Л.А. Свешниковой, которая сообщила об итогах работы по организации и ведению регистра муниципальных правовых актов в 2009 году.

В целях оказания помощи муниципальным образованиям в подготовке и принятию муниципальных нормативных правовых актов Министерством по делам территориальных образований Московской области были разработаны методические рекомендации, которые Комиссией было рекомендовано довести до сведения муниципальных образований.