Новости
С 1 января 2009 года 131-м Федеральным законом введена в действие правовая норма о ведении регистра муниципальных нормативных актов. Во исполнение этой нормы Правительством Российской Федерации утверждено Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, обязывающее субъекты РФ ежемесячно направлять информацию в Минюст России о внесенных в региональный регистр правовых актах.
Вместе с тем в организации работы по ведению регистра существуют определенные затруднения, поскольку не сформирован единый подход к ведению регистра, в законодательстве нет четкого указания на сроки окончания его формирования, недостаточно четко определен порядок правовой экспертизы муниципальных правовых актов. В силу этих причин субъекты Российской Федерации находятся на разных уровнях организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов. К примеру, в Ленинградской области, которую в июне т.г. посетила делегация от Московской области, организация регистра находится на начальном этапе. В Московской области, напротив, в рамках Министерства по делам территориальных образований Московской области, уполномоченного вести регистр, создано специальное управление. Вместе с тем на местах у сотрудников органов местного самоуправления, за которыми закреплены обязанности по ведению регистра, отсутствует полное представление о предназначении регистра и формах взаимодействия с уполномоченным на ведение регистра органом государственной власти субъекта РФ.
Для разъяснения проблемных вопросов в сфере ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Московской области Министерством по делам территориальных образований Московской области совместно с Советом муниципальных образований Московской области в июне проведен специальный семинар для представителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, в работе которого приняли участие более 400 представителей органов местного самоуправления муниципальных образований, ответственных за организацию работы по сбору и систематизации муниципальных нормативных правовых актов.
С вступительным словом к участникам семинара обратилась заместитель министра по делам территориальных образований Московской области Правительства Московской области О.В. Соловьева, которая отметила, что в Московской области осуществление полномочий по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов началось одним из первых среди субъектов Российской Федерации.
На данный момент в областной регистр включено более 5000 муниципальных нормативных правовых актов, однако у специалистов органов местного самоуправления до сих пор существуют затруднения в области разграничения таких понятий, как «муниципальный правовой акт» и «муниципальный нормативный правовой акт». Ясность в этот вопрос в своем выступлении внесла заместитель начальника управления по вопросам организации местного самоуправления Министерства по делам территориальных образований Московской области А.В. Орехович.
Заместитель Исполнительного директора Совета муниципальных образований Московской области Р.В. Асланов, выступивший с разъяснениями по порядку принятия и отмены муниципальных правовых актов, отметил основные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления в этом направлении работы. Это, прежде всего, нарушение процедуры внесения изменений в муниципальные правовые акты, несоблюдение сроков принятия основного муниципального нормативного правового акта - устава муниципального образования.
О проблемах, возникающих при регистрации уставов муниципальных образований и возможностях их решения, в своем выступлении сообщил начальник отдела регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области М.Н. Апанасов.
Сведения о количестве муниципальных нормативных правовых актов, поступивших в регистр, предоставила заведующий отделом сбора и обобщения муниципальных правовых актов управления по ведению регистра муниципальных правовых актов Министерства по делам территориальных образований Московской области Л.А. Свешникова. Как отметила Л.А. Свешникова, со многими муниципальными образованиями Московской области удалось наладить рабочие контакты, вследствие чего ответственные за предоставление документов лица регулярно направляют их в Министерство. Однако в силу разных обстоятельств, в том числе проблем в сфере определения нормативности муниципальных правовых актов, многие документы были возвращены в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Технические вопросы ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Московской области осветила заведующий отделом по ведению регистра муниципальных правовых актов управления по ведению регистра муниципальных правовых актов Министерства по делам территориальных образований Московской области Н.И. Филипповская.
Помимо выступающих, в семинаре приняли участие начальник отдела Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области С.В. Балакирев, начальник отдела законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области Ф.Х.Аджиева и Исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области О.Б.Иванов.
В рамках обмена опытом по предоставлению органами местного самоуправления нормативных правовых актов на семинаре выступили представители Павлово-Посадского и Шатурского муниципальных районов, городского округа Троицк, сельского поселения Горетовское Можайского муниципального района.
В заключительной части семинара его участники из первых рук получили ответы на вопросы в сфере ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Московской области. Таким образом, основным итогом работы семинара стало квалифицированное разъяснение основных требований, порядка и процедуры ведения регистра.